Реклама:
Мир спящих машин
...Определение человечества как стада ходячих зомби, возможно, граничит с неполиткорректностью, но ведь можно допустить, что жизнь действительно лишь сон, по волнам которого мы весело гребем в лодках самообмана? И что если предупреждение Иисуса: «Не спите, ибо никто не знает тот час, когда
придет Сын Человеческий» — не просто безобидное древнее наставление, но некое зловещее предупреждение нам, чтобы смерть не застигла нас врасплох в самом неприглядном с точки зрения эволюции виде?
Все священные книги мира полны ссылками на этот вселенский сон. И платоновская аллегория с наблюдателями в пещере является прямой метафорой того, как мы путаем иллюзии, создаваемые тенями, с реальностью*.
-----------------------------------------
* В своей работе «Республика» Платон дает аллегорию пещеры, изображая людей
неподвижно сидящими в пещере и смотрящими на стену. Вселенная, находящаяся
снаружи, проецируется на стену пещеры в виде театра теней, и люди наблюдают эти
тени, ошибочно принимая их за реальность. — Примеч. ред.
-----------------------------------------
Мистики и пророки всех времен и народов, те, кто переживал моменты истинного откровения, свидетельствуют о том, что
видимый мир является иллюзией. Они знают, что все мы спим, по-
груженные в его кажущуюся реальность. На их более широкий взгляд,
тот факт, что все человечество спит наяву, совершенно очевиден, и это
мировосприятие, по всей видимости, может передаваться от того, кто
им обладает, тому, кто не обладает, — я знаю это точно, поскольку сам
это испытал.
Индийский гуру приезжает в город
В 1970 году я удостоился чести получить подобное откровение от
сознания индийской мудрой женщины, которая приехала в Англию для
встречи с несколькими духовными группами. Я тогда недавно вернулся
из Америки, где учился медитировать, используя техники Парамахан-
сы Йогананды и его Братства Самореализации, и жил в Лестере, городе
в средней Англии, основанном римлянами, который нынче заслужил
славу производством невероятного количества носков. Испытывая не-
достаток во вдохновенных йогах, с которыми я мог бы помедитировать
в носочной столице мира, я обрадовался, увидев в местной газете объ-
явление, гласившее, что некая Шри Шияма Матаджи из Индии собира-
ется устроить даршан* в субботу днем и приглашает всех желающих.
----------------
* Даршан, даршана — термин в философии индуизма, обозначающий лицезре-
ние, видение Бога (или его проявления), объекта религиозного поклонения, гуру или
святого. Считается, что можно «получить даршан» божества в храме или от великого
святого. Слово даршан имеет несколько значений на санскрите. Духовное значение
этого слова — «узреть реальность», «получить внутреннее озарение», «прозреть». На
мирском уровне оно означает «видеть (физически)» учителя. — Примеч. ред.
---------------
Слово даршан означает «самооткровение божества». Само нахождение
в присутствии просвещенного человека может выжечь словно каленым
железом дурные склонности, прижившиеся в голове студента; учитель
способен искусно перевести своего духовного ученика на высшие уров-
ни просветленности.
Горя желанием пережить даршан, субботним днем я отправился по
адресу, указанному в объявлении, и вот я уже стучал в дверь в индо-
пакистанском районе Лестера. Когда дверь открылась, чтобы впустить
меня, я был препровожден внутрь маленького дома, заполненного людь-
ми с темной кожей и черными глазами, которые смотрели на меня либо с
любопытством и удивлением, либо с презрением. Мне удалось протащить
свою маленькую белую задницу через всю эту толпу на кухню, где сама
Шри Шияма Матаджи помешивала содержимое большой кастрюли, пол-
ной какого-то чечевичного варева с карри, которое она готовила для сво-
их приверженцев. Я сразу решил, что это добрый знак, — просветленная
или нет, женщина-йог не считала ниже своего достоинства закатать ру-
кава и опуститься до возни с кастрюлями и сковородками. Увидев меня,
мудрая женщина перестала мешать свою стряпню и подошла ко мне, не
сводя с меня пристального изучающего взгляда. У нее были невероятно
ясные глаза, и мне казалось, будто вся история моей жизни исследуется
какой-то космологической радиолокационной системой. Она как будто
выискивала все мои несовершенства и структурировала их для оценки,
наряду с моими перспективными качествами.
Разнообразные действия тех, кто не сразу заметил мой приход, те-
перь прекратились, и воцарилась настороженная, выжидательная тишина.
Широко раскрыв глаза от любопытства, гости наблюдали за тем, как их
учитель проявляет необыкновенно пристальный интерес ко мне. Нако-
нец Шри Шияма Матаджи спросила меня на своем родном языке, хочу
ли я есть. Не понимая ни слова, я смотрел на нее, как дурак, раскрыв рот,
пока кто-то не схватил тарелку, не шлепнул на нее порцию чечевично-
го варева и чапати* и не сунул тарелку мне в руку. Я быстро набил рот
едой, чтобы скрыть свое смущение, и нашел, что это вкусно. Визуальное
наслаждение и великолепный вкус наконец растопили лед, и общий смех
растворил наши культурные различия в атмосфере прекрасного дня ве-
селья и духовных исканий.
---------------
* Индийская лепешка из пресного теста.
---------------
Матаджи внезапно пробуждает меня
После того как все утолили голод, несколько женщин, одетых в кра-
сивые национальные костюмы, исполнили то, что я принял за священ-
ные танцы, в которых явственно ощущалась странная смесь эротики
и духовности. Потом Шияма Матаджи подала знак мне и нескольким
своим приверженцам, чтобы мы последовали за ней по лестнице наверх.
Я повиновался и оказался в особой комнате, которая служила местом
для медитации и молитвы. Мы все сели на пол, скрестив ноги; мудрая
женщина исполнила священные песнопения, а потом мы медитирова-
ли. Когда все это закончилось, последовал этап вопросов и ответов, и
опять на непонятном мне языке.
Рядом со мной сидела ясноглазая молодая женщина, которая гово-
рила по-английски, и она пыталась дать мне представление о том, о чем
шел разговор. В какой-то момент она наклонилась ко мне и таинственно
прошептала: «Видите ту статую бога Кришны на алтаре? Матаджи при-
носит для нее еду, а потом статуя оживает, сходит с алтаря и все съедает.
Когда вы это увидите, тогда вы поверите в Бога!»
Я посмотрел на статую Кришны, который, как обычно, играл на сво-
ей флейте, и не заметил никаких признаков того, что он вот-вот прого-
лодается или начнет двигаться. В те дни я, возможно, отчасти был на-
пыщенным духовным ослом, поэтому прошептал в ответ на откровение
своей переводчицы: «Мне не нужны чудеса, чтобы верить в Бога», на
что она равнодушно пожала плечами. Она явно не была удивлена тем,
что йог-любитель, к тому же иностранец, не способен оценить значи-
мость чудесного явления.
Голос моей соседки, переводящей мне слова Матаджи, внезапно вер-
нул меня к реальности: «Матаджи говорит, что у вас очень хорошая кар-
ма из прошлых жизней. Она оплатит ваше путешествие в Индию, вы
будете ее гостем и поселитесь в ее ашраме, где побреете голову и будете
воспевать Кришну целыми днями».
Все присутствующие заохали и заахали, улыбаясь кто восхищенно,
кто с завистью моему невероятному везению, я же проверял пальцами
наличие волос на голове, чтобы убедиться, что бог Кришна еще не уда-
лил их чудесным образом.
«Можете подумать над своим решением до завтра, — продолжа-
ла переводчица, — а теперь можете идти, но сначала можете коснуться
ступней Матаджи, и она даст вам свое благословение».
Я знал, что во время благоговейного прикосновения к ступням про-
светленного существа человеку может передаться едва уловимый поток
энергии. Я не мог знать, способна ли Матаджи передавать энергию таким
образом, но мне нравилась эта леди, и я ощущал в ней мощную магнети-
ческую силу энергии с тех пор, как мы первый раз встретились глазами,
так что я освободил свои затекшие ноги, пересек комнату и, преклонив
колени, положил руки ей на ступни. Внезапно я ощутил сильный по-
ток энергии, хлынувший в меня: он поднялся вверх по моим рукам и
наполнил мое тело потрясающей силой. Я поднял голову и посмотрел в
глаза женщине, и она положила руки мне на голову, чтобы дать послед-
нее благословение. Теперь я был в полном экстазе. Я едва мог пошеве-
литься, но как-то заставил себя встать на ноги, выйти из комнаты и, по-
сле многих коленопреклонений и произнесений «Намасте» (Бог во мне
кланяется Богу в тебе), выбрался наконец на улицу. Но я оказался уже
не в той реальности, которую покинул, когда постучал в дверь и вошел
в маленькую Индию двумя часами ранее.
Город спящих людей
Какую бы странную силу Матаджи ни передала мне, она явно про-
извела серьезные изменения в восприятии мною мира: теперь город,
на который я смотрел, казался мне населенным лунатиками. Куда бы я
ни обратил свой взгляд, все люди двигались как будто на автопилоте,
а я наблюдал за ними в изумлении, не веря глазам своим. До встречи с
Матаджи я был похож на них, а теперь я был пробужденным странни-
ком в городе людей-машин. Люди двигались в разных направлениях, как
будто управляемые какой-то невидимой радиолокационной системой,
которая заставляла их поворачиваться влево или вправо, передвигать
конечности и открывать рты. Они говорили друг с другом как будто во
сне и даже своими автомобилями управляли в трансе.
Несколькими часами раньше я шел по тем же улицам, думая, что
бодрствую, и принимая привычный облик вещей как должное, теперь
же я замечал, что кирпичные стены домов живые и излучают энергию,
опьяненную блаженством своего существования; даже дорога и троту-
ар, на котором я стоял, излучали необыкновенную живость. Мне хо-
телось громко рассмеяться от радости: я мог напрямую ощущать, как,
казалось бы, инертная материя этого мира на самом деле вибрирует
в эйфории великого сознания, которое удерживает «реальность» в ее
внешне осязаемой форме. Шутка была в том, что этот так называемый
неодушевленный мир объектов и вещей, который я до сих пор считал
незыблемым и неизменным, был на самом деле более живым, чем люди-
лунатики, двигающиеся по нему. Я решил, что все три мили* до своего
дома я пройду пешком, в этом новом сознании, наслаждаясь ощуще-
ниями, пока они еще длятся.
-----------------
* 4,83
------------------
Я понимаю, что моя мать и сестра спят наяву
Приближаясь к дому, я увидел, как моя мать и сестра идут по дру-
гой стороне улицы, направляясь в продуктовый магазин с корзинка-
ми для покупок. Что удивительно, они меня не заметили, хотя я шел
им навстречу и был в их поле зрения. Я подошел к нашему дому и за-
шел внутрь. Когда они через полчаса вернулись из магазина, я обнару-
жил, что разговариваю с двумя людьми, которые фактически спят. Все,
что говорили и делали моя мать и сестра, было абсолютно автоматиче-
ским. Они готовили ужин и накрывали на стол, находясь в трансе, как
будто мир вокруг них — просто набор материальных объектов, каким
он им всегда виделся. Когда мы сели ужинать, наша застольная беседа
проходила во сне, который они принимали за реальность. Самое ужас-
ное было в том, что, едва начав прислушиваться к их жалобам на раз-
личные проблемы и суждениям об этом их иллюзорном мире, я тоже
мало-помалу принялся засыпать.
Теперь я четко видел, что мы подвержены самогипнозу, что наши
якобы осмысленные социальные взаимодействия большей частью пред-
ставляют собой навязывание другим людям наших собственных фан-
тазий о жизни, и мы приглашаем столь же глубоко спящих партнеров
с их собственной фантасмагорией потанцевать в нашем внутреннем
иллюзорном мире. К счастью, каждый раз, когда я начинал клевать но-
сом, подвергаясь воздействию сонных сознаний матери и сестры, та
энергия, которую я получил от Шри Матаджи, вмешивалась в процесс
и резко возвращала меня к абсолютному бодрствованию. Восстановив
это состояние, я обретал способность наблюдать за членами своей се-
мьи, воплощающими свои иллюзии в иллюзорном мире; в то же вре-
мя я наблюдал за частями самого себя, которые в обычном состоянии
наверняка бы поддались этим чарам. Другими словами, я наблюдал за
самим собой, наблюдающим за тем, как они спят!
Так я весь вечер то впадал в транс, то выходил из него; наконец, я
заснул, в смысле лег спать и заснул, опьяненный радостью и экстазом.
Проснувшись на следующее утро, я снова оказался в рамках повседнев-
Двигаясь, я чувствовал, что мое собственное тело на самом деле уча-
ствует в некоем вселенском процессе, который управляет каждым, даже
самым незначительным аспектом моей жизни и жизни всех остальных
людей. Строго говоря, я даже не шел — нечто двигалось посредством
меня, моей физической оболочки, приводя ее в движение. В обычном со-
стоянии я бы считал, что это именно я передвигаю ноги при ходьбе, но
теперь я мог ощутить, что все мои мысли и действия, равно как и мысли
и действия всех людей на улице, управляемы высшей силой. Эта высшая
сила пропускала направляющие волны магнетизма через мое тело и тела
других людей; она заставляла наши тела поворачиваться туда-сюда по-
средством невидимых потоков энергии, подобно тому, как человек за-
ставляет двигаться радиоуправляемую машинку с помощью пульта дис-
танционного управления. Я привык думать, что то, что я считал самим
собой, отдает приказы моему телу, но очевидно, что наша так называе-
мая свободная воля есть нечто, не соответствующее действительности.
Реальный исполнитель всего — это сила, живущая в каждом челове-
ке, которая значительно превосходит способности восприятия нашего
разума. Она осуществляет деятельность, а мы, человеческие существа,
являемся лишь результатом этой деятельности.
Пока я продолжал свой путь домой, это ощущение разрасталось не-
вероятными темпами: я начал чувствовать себя этой деятельной силой,
находящейся внутри стен домов, в плитах тротуара и в самой улице. Бо-
лее не ограниченный рамками своего физического тела, я просто дви-
гался по просторам своей собственной обширной периферии, которые
теперь раскинулись во всех направлениях, включая в себя всю материю
и пронизывая ее, и природой этой безбрежности были абсолютное бла-
женство и радость.
ной системы восприятия, вернулся в свое обычное состояние, воссоеди-
нившись с матерью и сестрой. Теперь я и они снова разделяли один и
тот же взгляд на мир, который был таким же реальным и требователь-
ным, как обычно. Единственная разница заключалась в том, что теперь
я знал из первых рук об абсолютной нереальности того, что мы прини-
маем за реальность. Я также знал, что истинная сущность жизни — это
безграничное блаженство и радость и что я отныне не позволю спящим
людям лишить меня всего этого.
Что гипнотизирует нас: настроение, привычка или наше собственное воображение?
После этого опыта пробуждения я начал глубоко задумываться о
том, что же удерживает нас в состоянии сна. И меня весьма волновала
стабильность моей способности восстанавливать это ощущение бодр-
ствования. Я начал изучать жития святых, пророков и мистиков всех
времен и народов и удивился, узнав, что некоторые народы до сих пор
верят в то, что мы, смертные, окружены злыми и добрыми духами; пред-
положительно, эти сущности способны воздействовать на наше созна-
ние, сообщая нам хорошие или дурные умонастроения.
.......